Главная / Продукты / Стратегическая сессия
Стратегическая сессия
Какие задачи может решать стратегическая сессия?
Как выбрать сценарий стратегической сессии?
Можно ли объединять форматы стратегической сессии?
Самостоятельное проведение стратегической сессии без внешнего специалиста.
Этапы проведения стратегической сессии.
Периодичность проведения стратегических сессий
Факапы проведения стратегической сессии.
Результаты проведения стратегической сессии.
Бесплатная стратегическая сессия
Стратегическая сессия: нужна ли она компании?
Стратегия — это не про горизонт планирования (год, три пять) и не про план действий (кто и что делает в ближайший год).
Стратегия:
- Про выборы и решения: куда и зачем мы идем?
Все сделать невозможно, надо от чего-то отказаться, а на чем-то сфокусироваться. Стратегия — это выбор: от чего отказываемся и куда идем. - Стратегия про емкость рынка и продукты компании: можем ли мы с нашими продуктами заработать желаемые деньги? Если ли на рынке желаемые деньги?
- Стратегия про способ, которым мы добьемся поставленной цели. Как мы реализуем принятые решения?
Поэтому на вопрос:
— Зачем нам стратегия, если никто не знает, что будет завтра?
Есть очень простой ответ:
— Не важно, что будет завтра. Мы все равно идем туда, куда решили!
Произойти может, что угодно, но это не значит, что теперь компания не хочет добиться своей цели. Просто она придет к своей цели другим путем.
Более того, основная претензия к стратегической работе звучит так:
— Хватит стратегировать, пора работать!
Приведу три кейса клиентов:
Кейс #1: миллиард!
Желание клиента:
— Наша компания хотим заработать в следующем году миллиард рублей.
Реальная стратегия:
— Оборот рынка в вашем регионе 986 миллионов, поэтому миллиард точно не заработаете. Нужно менять бизнес-модель и линейку продуктов.
Кейс #2: суперсервис!
Желание клиента:
— Хотим запустить новый сервис/продукт! Мы уверены он «порвет» рынок.
Реальная стратегия:
— Вот 5 компаний, которые запускали этот сервис/продукт в разных странах. Вот их цифры. У них тема не «взлетело», почему получится у вас? Чем вы удержите клиентов?
Кейс #3: победим конкурентов.
Желание клиента:
— Обгоним конкурентов (причем крупных и активных).
Реальная стратегия:
— Ресурсов вашей компании (даже при очень позитивном сценарии) хватит только на борьбу по одному направлению. Вы выбрали три. Какие два будем исключать?
Очень часто стратегический выбор подменяется тактическим планом действий: расписали активности и разошлись.
А стратегическая сессия нужна компаниям, которые хотят, чтобы каждый сотрудник и каждое действие приближали компанию к ее глобальной цели.
Какие задачи решает стратегическая сессия?
Итак, договоримся: стратегическая сессия — это принятие ключевых решений и выборов владельца и руководителей компании.
В таком контексте у стратегической сессии есть три задачи:
- На стратегической сессии определяем направления развития:
– Определяем финансовые цели, утверждаем стратегические направления и продукты компании;
– Калибруем бизнес-модель и модель маркетинга;
– Определяем каналы привлечения трафика и механику удержания клиентов. - Стратегическая сессия описывает пути достижения цели:
– На сессии распределяем ресурсы для достижения результатов;
– Прописываем бизнес-процессы: снижаем уровень хаоса в компании;
– Корректируем условия труда и мотивацию для улучшения кадровой политики. - Стратегическая сессия про коммуникации:
– Улучшаем коммуникации в команде: желания друг друга и конструктив;
– «Настраиваем» взаимосвязанность бизнес-процессов и людей;
– Объединяем усилия команд, проектных групп, технического и торгового персонала.
Этими тремя задачами стратегическая сессия не ограничивается. В разных отраслях экономики и в различных корпоративных культурах, цели стратегической работы могут «пересекаться» самым причудливым образом. Важно понять, что целей и задач создания стратегии всегда несколько.
3 сценария стратегической сессии: какой выбрать?
По опыту 60% всех стратегических сессий идут по третьему сценарию — про коммуникации.
Обычно такие стратегические сессии ведут представители «мягких» профессий: психологи, фасилитаторы или коучи. Это не хорошо и не плохо.
К такой стратегической сессии обычно готовят игры, карточки и прочий игровой инструментарий, чтобы на сессии погрузиться потоке креатива.
Результатом коммуникационной стратегической сессии является набор договоренностей и обязательств, которые обычно не сильно соблюдаются и редко воплощаются в жизнь.
Часто результатом коммуникационной стратегической сессии является единое понимание целей и задач компании: мы друг друга «услышали».
30% стратегических сессий проходят по второму сценарию: создание плана достижения поставленной цели.
К такой стратегической сессии нужна тщательная подготовка: оценить рынок, конкурентов, найти референсы для моделирования, оценить финансы, продуктовую линейку, маркетинг и объединить все эти инструменты в единую систему достижения результата.
В результате стратегической сессии второго типа выявляются неэффективные действия, лишние затраты, недальновидные рекламные компании, определяются истинные потребности клиентов, корректируются цели компании.
Ключевой момент стратегической сессии — сбор данных с участием аналитиков, маркетологов, продуктологов, директологов, продавцов всех уровней и внешних специалистов. Этап подготовки занимает (в среднем) месяц.
В результате стратегической сессии получаем полноценный и обстоятельный план реализации принятых решений, которые реализуются на 80% и более.
И только 10% всех стратегических сессий проходят по первому сценарию — это Rolls-Royce в мире стратегии, как по затратам, так и по эффекту от стратегической работы.
Основная цель стратегической сессии — пересмотреть и усилить бизнес-модель. Для большинства компаний термин «бизнес-модель» мало о чем говорит. Однако ни одна крупная компания не двигается вперед, пока не разберется в деталях на чем она зарабатывает сегодня и на чем будет зарабатывать завтра.
Часто на таких стратегических сессиях вскрываются странные факты: рынок сместился относительно целей компании и они перестали быть актуальными.
Конкуренты перешли на более высокий уровень Мастерства, а компания этого не заметила.
Затраты и уровень автоматизации недостаточно для эффективного захвата рынка. И все это про бизнес-модель, которая должна описать всю деятельность компании. Это сложно, но когда сделано, команда ощущает невероятный прилив сил.
Результатом стратегической сессии является комплексная бизнес-модель и технология взаимодействия всех элементов компании. На такой стратегической сессии, крайне важна методология ее проведения.
Можно ли объединять и смешивать форматы стратегической сессии?
Это сильно зависит от уровня управленческой команды и квалификации ведущего стратегической сессии.
Например, в одной компании не нужен первый тип стратегической сессии, т.к. мало сотрудников и процессов. В другой не нужна «настройках» коммуникации, ибо все друг друга понимают.
Однако важно понимать, что стратегическая сессия — это язык цифр.
Я встречал компании, работающих на принципах бирюзовых организаций, где работа бесконечная психотерапия продолжается пока не кончатся деньги собственника.
Поэтому важно четко сформулировать задачу для решения на стратегической сессии. А от задачи уже думать: нужна ли компании стратегия или стратегическая сессия?
Потому, что создание стратегия — это большой и длительный процесс с множеством подготовительных элементов.
Самостоятельное проведение стратегической сессии без внешнего специалиста?
Самостоятельное проведение стратегической сессии имеет, как преимущество, так и «подводные камни».
Проведение стратегической сессии силами компании имеет 3 преимущества:
- Деньги: вы экономите деньги.
- Конфиденциальность: вы не выносите информацию из компании (для некоторых руководителей это важно. Часто необоснованно, т.к. ваши «секреты» совсем не секреты).
- Опыт: вы делаете все руками своей компании.
Недостатки проведения стратегической сессии силами компании:
- Объективность: сотрудники не расскажут своему начальнику, то, что расскажут внешнему эксперту, иначе бы они давно это сделали.
- Трезвый взгляд: посмотреть на свою компанию внешним взглядом невозможно, т.к. владелец не может видеть компанию не из себя.
- Скорость: успешные идеи и регламенты дешевле купить, чем искать их методом проб и ошибок.
Чтобы сделать самостоятельное проведение стратегической сессии действительно успешным, нужны три вещи:
- Способность владельца компании мыслить нестандартно (у 95% владельцев это не получается ввиду глубокого ежедневного погружения в рутину). Чтобы понять, как у вас, есть критерий: растет ли доход компании из года в год.
- Команда мотивированных руководителей, комплексно заинтересованных в росте компании. Критерий: количество конфликтов компании и работа на общий результат.
Качественный модератор стратегической сессии, которые не позволит превратить проведение стратегической сессии в очередное «совещание». Критерий: человек не вовлеченный в политические или бюджетные дрязги.
Если оценка фактов говорит, что в вашей компании сошлись все три фактора, можно проводить стратегическую сессию самостоятельно.
Этапы проведения стратегической сессии
- Подготовка стратегической сессии:
– Цель и результат сессии: в цифрах и фактах;
– Предварительный и альтернативный сценарий стратегической сессии;
– Участники, место проведения и необходимый инвентарь стратсессии;
– Определение инструментов сессии;
– Правила поведения и инструкции для участников стратегической сессии. - Проведение стратегической сессии:
– Объединить участников с целью сессии, чтобы они понимали, зачем стратсессия каждому участнику;
– Объявить, по какому принципу принимаются решения;
– Запустить сбор фактов, их категоризацию, создание гипотез из которых сформируются решения и результаты;
– Сгенерировать решения и назначить ответственных за их реализацию;
– Описать, какие должны быть средства достижения: инструменты, сервисы, настройка или создание;
– Запустить поиск или производство нужных продуктов и т.д. - Завершение стратегической сессии:
– Описать принятые результаты в конкретных цифрах и фактах;
– Прописать план достижения этих результатов;
– Определить приоритеты, ответственных и детализировать план на 90 дней.
Основная проблема самостоятельного проведения стратегической сессии — игнорирование подготовительной работы (ибо мы о себе итак все знаем). Однако всегда выясняются факты, ключевым образом влияющие на развитие компании.
Периодичность проведения стратегических сессий
Периодичность проведения стратегической сессии в моменты изменений рынка — раз в 90 дней!
В периоды спокойного рынка: раз в год и три квартальных поддерживающих сессии в течение года. Получается 4 сессии разной направленности в год. Реже точно не нужно, сильно рискуете потерять динамику развития.
Факапы проведения стратегической сессии:
- Несоответствие цели и формата стратегической сессии: хотим кардинальных улучшений, но не обсуждаем изменение структуры компании (в прежней структуре не получится новых результатов)
- Вместо принятия решений разбираемся в отношениях, а вместо фактов обсуждаем мнения
- Нет фокуса на рыночном сегменте и топ-продуктах компании. Компания пытается успеть везде и сразу
- Создается большой план действий, на который нет ресурсов (стратегическая сессия — про то, что мы реально будем делать)
- Участники стратегической сессии не включаются в работу, а иногда и активно саботируют ее проведение.
Полный перечень ошибок проведения стратегической сессии насчитывает несколько десятков проблем. Их можно упредить на этапе подготовки и создания механики стратегической сессии.
Результаты проведения стратегической сессии:
- Стратегическая сессия — это переход на новый уровень эффективности.
Сейчас кризис — это будничная реальность.
Стратегическая сессия должна показать и организовать движение компании в свое идеальное будущее. Это не эмоциональный порыв, а технологичный алгоритм, который и создается на стратегической сессии. - Стратегическая сессия объединяет ресурсы и опыт компании с потребностями рынка.
Второй результат — баланс загруженности людей и активов компании. На стратегической сессии нужно найти формулу движения к целям компании для людей, и оптимальный уровень загрузки сервисов и оборудования. - Стратегическая сессии создает и внедряет культуру компании.
Вклад каждого сотрудника должен быть понятен и виден. Для молодых сотрудников — это главное. Они не выносят давления, но работают без выходных, когда им доверяют и уважают. Крупные мировые бренды уделяют огромное внимание культуре компании, особенно для молодых сотрудников.
Бесплатная стратегическая сессия:
Учитывая, что предел нашей компании — это 30 стратегических сессий в год с новыми клиентами (подготовка + сопровождение), я предлагаю владельцу компании бесплатный экспресс стратегическую сессию.
Экспресс-сессия — это часовая встреча с владельцем компании, на которой мы проанализируем стратегические варианты развития компании.
Бесплатная стратегическая сессия — точка роста нашей квалификации и повышения управленческую культуру управленческих команд РФ и СНГ.
Обычно в бесплатных продуктах принято искать «подвох».
Хотите ищите.
Если вас интересует результат и темпы развития вашей компании, заполняйте форму ниже и мы определим дату встречи.
Спасибо и успешных вам управленческих решений.
Юрий Александрович ответит вам в самое ближайшее время.
Спасибо!