Стратегическая сессия

Стратегическая сессия: нужна ли она компании?

Стратегия — это не про горизонт планирования (год, три пять) и не  про план действий (кто и что делает в ближайший год).
Стратегия:

  1. Про выборы и решения: куда и зачем мы идем?
    Все сделать невозможно, надо от чего-то отказаться, а на чем-то сфокусироваться. Стратегия — это выбор: от чего отказываемся и куда идем.
  2. Стратегия про емкость рынка и продукты компании: можем ли мы с нашими продуктами заработать желаемые деньги? Если ли на рынке желаемые деньги?
  3. Стратегия про способ, которым мы добьемся поставленной цели. Как мы реализуем принятые решения?

Поэтому на вопрос:
— Зачем нам стратегия, если никто не знает, что будет завтра?

Есть очень простой ответ:
— Не важно, что будет завтра. Мы все равно идем туда, куда решили!

Произойти может, что угодно, но это не значит, что теперь компания не хочет добиться своей цели. Просто она придет к своей цели другим путем.

Более того, основная претензия к стратегической работе звучит так:
— Хватит стратегировать, пора работать! 
Приведу три кейса клиентов:

Кейс #1: миллиард!
Желание клиента:
— Наша компания хотим заработать в следующем году миллиард рублей.
Реальная стратегия:
— Оборот рынка в вашем регионе 986 миллионов, поэтому миллиард точно не заработаете. Нужно менять бизнес-модель и линейку продуктов.

Кейс #2: суперсервис!
Желание клиента:
— Хотим запустить новый сервис/продукт! Мы уверены он «порвет» рынок.
Реальная стратегия:
— Вот 5 компаний, которые запускали этот сервис/продукт в разных странах. Вот их цифры. У них тема не «взлетело», почему получится у вас? Чем вы удержите клиентов?

Кейс #3: победим конкурентов.
Желание клиента:
— Обгоним конкурентов (причем крупных и активных).
Реальная стратегия:
— Ресурсов вашей компании (даже при очень позитивном сценарии) хватит только на борьбу по одному направлению. Вы выбрали три. Какие два будем исключать?

Очень часто стратегический выбор подменяется тактическим планом действий: расписали активности и разошлись.
А стратегическая сессия нужна компаниям, которые хотят, чтобы каждый сотрудник и каждое действие приближали компанию к ее глобальной цели.

Какие задачи решает стратегическая сессия?

Итак, договоримся: стратегическая сессия — это принятие ключевых решений и выборов владельца и руководителей компании.

В таком контексте у стратегической сессии есть три задачи:

  1. На стратегической сессии определяем направления развития: 
    – Определяем финансовые цели, утверждаем стратегические направления и продукты компании;
    – Калибруем бизнес-модель и модель маркетинга;
    – Определяем каналы привлечения трафика и механику удержания клиентов.
  2. Стратегическая сессия описывает пути достижения цели: 
    – На сессии распределяем ресурсы для достижения результатов;
    – Прописываем бизнес-процессы: снижаем уровень хаоса в компании;
    – Корректируем условия труда и мотивацию для улучшения кадровой политики.
  3. Стратегическая сессия про коммуникации:
    – Улучшаем коммуникации в команде: желания друг друга и конструктив;
    – «Настраиваем» взаимосвязанность бизнес-процессов и людей;
    – Объединяем усилия команд, проектных групп, технического и торгового персонала.

Этими тремя задачами стратегическая сессия не ограничивается. В разных отраслях экономики и в различных корпоративных культурах, цели стратегической работы могут «пересекаться» самым причудливым образом. Важно понять, что целей и задач создания стратегии всегда несколько.

3 сценария стратегической сессии: какой выбрать?

По опыту 60% всех стратегических сессий идут по третьему сценарию — про коммуникации.
Обычно такие стратегические сессии ведут представители «мягких» профессий: психологи, фасилитаторы или коучи. Это не хорошо и не плохо.

К такой стратегической сессии обычно готовят игры, карточки и прочий игровой инструментарий, чтобы на сессии погрузиться потоке креатива.

Результатом коммуникационной стратегической сессии является набор договоренностей и обязательств, которые обычно не сильно соблюдаются и редко воплощаются в жизнь.
Часто результатом коммуникационной стратегической сессии является единое понимание целей и задач компании: мы друг друга «услышали».

30% стратегических сессий проходят по второму сценарию: создание плана достижения поставленной цели. 
К такой стратегической сессии нужна тщательная подготовка: оценить рынок, конкурентов, найти референсы для моделирования, оценить финансы, продуктовую линейку, маркетинг и объединить все эти инструменты в единую систему достижения результата.

В результате стратегической сессии второго типа выявляются неэффективные действия, лишние затраты, недальновидные рекламные компании, определяются истинные потребности клиентов, корректируются цели компании.

Ключевой момент стратегической сессии — сбор данных с участием аналитиков, маркетологов, продуктологов, директологов, продавцов всех уровней и внешних специалистов. Этап подготовки занимает (в среднем) месяц.

В результате стратегической сессии получаем полноценный и обстоятельный план реализации принятых решений, которые реализуются на 80% и более.

И только 10% всех стратегических сессий проходят по первому сценарию — это Rolls-Royce в мире стратегии, как по затратам, так и по эффекту от стратегической работы.

Основная цель стратегической сессии — пересмотреть и усилить бизнес-модель. Для большинства компаний термин «бизнес-модель» мало о чем говорит. Однако ни одна крупная компания не двигается вперед, пока не разберется в деталях на чем она зарабатывает сегодня и на чем будет зарабатывать завтра.

Часто на таких стратегических сессиях вскрываются странные факты: рынок сместился относительно целей компании и они перестали быть актуальными.

Конкуренты перешли на более высокий уровень Мастерства, а компания этого не заметила.

Затраты и уровень автоматизации недостаточно для эффективного захвата рынка. И все это про бизнес-модель, которая должна описать всю деятельность компании. Это сложно, но когда сделано, команда ощущает невероятный прилив сил.

Результатом стратегической сессии является комплексная бизнес-модель и технология взаимодействия всех элементов компании. На такой стратегической сессии, крайне важна методология ее проведения.

Можно ли объединять и смешивать форматы стратегической сессии?

Это сильно зависит от уровня управленческой команды и квалификации ведущего стратегической сессии.

Например, в одной компании не нужен первый тип стратегической сессии,  т.к. мало сотрудников и процессов. В другой не нужна «настройках» коммуникации, ибо все друг друга понимают.

Однако важно понимать, что стратегическая сессия — это язык цифр.
Я встречал компании, работающих на принципах бирюзовых организаций, где работа бесконечная психотерапия продолжается пока не кончатся деньги собственника.

Поэтому важно четко сформулировать задачу для решения на стратегической сессии. А от задачи уже думать: нужна ли компании стратегия или стратегическая сессия?

Потому, что создание стратегия — это большой и длительный процесс с множеством подготовительных элементов.

Самостоятельное проведение стратегической сессии без внешнего специалиста?

Самостоятельное проведение стратегической сессии имеет, как преимущество, так и «подводные камни».

Проведение стратегической сессии силами компании имеет 3 преимущества:

  1. Деньги: вы экономите деньги.
  2. Конфиденциальность: вы не выносите информацию из компании (для некоторых руководителей это важно. Часто необоснованно, т.к. ваши «секреты» совсем не секреты).
  3. Опыт: вы делаете все руками своей компании.

Недостатки проведения стратегической сессии силами компании:

  1. Объективность: сотрудники не расскажут своему начальнику, то, что расскажут внешнему эксперту, иначе бы они давно это сделали.
  2. Трезвый взгляд: посмотреть на свою компанию внешним взглядом невозможно, т.к. владелец не может видеть компанию не из себя.
  3. Скорость: успешные идеи и регламенты дешевле купить, чем искать их методом проб и ошибок.

Чтобы сделать самостоятельное проведение стратегической сессии действительно успешным, нужны три вещи:

  1. Способность владельца компании мыслить нестандартно (у 95% владельцев это не получается ввиду глубокого ежедневного погружения в рутину). Чтобы понять, как у вас, есть критерий: растет ли доход компании из года в год.
  2. Команда мотивированных руководителей, комплексно заинтересованных в росте компании. Критерий: количество конфликтов компании и работа на общий результат.
  3. Качественный модератор стратегической сессии, которые не позволит превратить проведение стратегической сессии в очередное «совещание». Критерий: человек не вовлеченный в политические или бюджетные дрязги. 

Если оценка фактов говорит, что в вашей компании сошлись все три фактора, можно проводить стратегическую сессию самостоятельно.

Этапы проведения стратегической сессии

  1. Подготовка стратегической сессии: 
    – Цель и результат сессии: в цифрах и фактах;
    – Предварительный и альтернативный сценарий стратегической сессии;
    – Участники, место проведения и необходимый инвентарь стратсессии;
    – Определение инструментов сессии;
    – Правила поведения и инструкции для участников стратегической сессии.
  2. Проведение стратегической сессии: 
    – Объединить участников с целью сессии, чтобы они понимали, зачем стратсессия каждому участнику;
    – Объявить, по какому принципу принимаются решения;
    – Запустить сбор фактов, их категоризацию, создание гипотез из которых сформируются решения и результаты;
    – Сгенерировать решения и назначить ответственных за их реализацию;
    – Описать, какие должны быть средства достижения: инструменты, сервисы, настройка или создание;
    – Запустить поиск или производство нужных продуктов и т.д.
  3. Завершение стратегической сессии: 
    – Описать принятые результаты в конкретных цифрах и фактах;
    – Прописать план достижения этих результатов;
    – Определить приоритеты, ответственных и детализировать план на 90 дней.

Основная проблема самостоятельного проведения стратегической сессии — игнорирование подготовительной работы (ибо мы о себе итак все знаем). Однако всегда выясняются факты,  ключевым образом влияющие на развитие компании.

Периодичность проведения стратегических сессий

Периодичность проведения стратегической сессии в моменты изменений рынка — раз в 90 дней!

В периоды спокойного рынка: раз в год и три квартальных поддерживающих сессии в течение года. Получается 4 сессии разной направленности в год. Реже точно не нужно, сильно рискуете потерять динамику развития.

Факапы проведения стратегической сессии:

  1. Несоответствие цели и формата стратегической сессии: хотим кардинальных улучшений, но не обсуждаем изменение структуры компании (в прежней структуре не получится новых результатов)
  2. Вместо принятия решений разбираемся в отношениях, а вместо фактов обсуждаем мнения
  3. Нет фокуса на рыночном сегменте и топ-продуктах компании. Компания пытается успеть везде и сразу
  4. Создается большой план действий, на который нет ресурсов (стратегическая сессия — про то, что мы реально будем делать)
  5. Участники стратегической сессии не включаются в работу, а иногда и активно саботируют ее проведение.

Полный перечень ошибок проведения стратегической сессии насчитывает несколько десятков проблем. Их можно упредить на этапе подготовки и создания механики стратегической сессии.

Результаты проведения стратегической сессии:

  1. Стратегическая сессия — это переход на новый уровень эффективности.
    Сейчас кризис — это будничная реальность.
    Стратегическая сессия должна показать и организовать движение компании в свое идеальное будущее. Это не эмоциональный порыв, а технологичный алгоритм, который и создается на стратегической сессии.
  2. Стратегическая сессия объединяет ресурсы и опыт компании с потребностями рынка.
    Второй результат — баланс загруженности людей и активов компании. На стратегической сессии нужно найти формулу движения к целям компании для людей, и оптимальный уровень загрузки сервисов и оборудования.
  3. Стратегическая сессии создает и внедряет культуру компании.
    Вклад каждого сотрудника должен быть понятен и виден. Для молодых сотрудников — это главное. Они не выносят давления, но работают без выходных, когда им доверяют и уважают. Крупные мировые бренды уделяют огромное внимание культуре компании, особенно для молодых сотрудников.

Бесплатная стратегическая сессия:

Учитывая, что предел нашей компании — это 30 стратегических сессий в год  с новыми клиентами (подготовка + сопровождение), я предлагаю владельцу компании бесплатный экспресс стратегическую сессию.

Экспресс-сессия — это часовая встреча с владельцем компании, на которой мы проанализируем стратегические варианты развития компании.

Бесплатная стратегическая сессия — точка роста нашей квалификации и повышения управленческую культуру управленческих команд РФ и СНГ.

Обычно в бесплатных продуктах принято искать «подвох».
Хотите ищите.
Если вас интересует результат и темпы развития вашей компании, заполняйте форму ниже и мы определим дату встречи.
Спасибо и успешных вам управленческих решений.

Ваше сообщение доставлено!
Юрий Александрович ответит вам в самое ближайшее время.
Спасибо!